»Люди так тяжело живут, пусть хоть посмеются» Ровно 100 лет назад, 30 января 1923 года, родился Леонид Гайдай — один из главных советских комедиографов, автор «Бриллиантовой руки», «Кавказской пленницы» и «Операции „Ы“» Король комедии: Леониду Гайдаю — 100 лет ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ Первые шаги мастера Будущий режиссёр родился в городе Свободный Амурской губернии в семье политкаторжанина: его отец был связан с организацией эсеров. После окончания ссылки Иов Гайдай решил остаться на Дальнем Востоке, после чего работал на железной дороге. Его невеста Мария Любимова приехала к будущему супругу из Рязанской области. Леонид был младшим из троих детей в семье; его старший брат Александр впоследствии стал известным фронтовым корреспондентом. Детство будущего режиссёра прошло в Иркутске, там же он открыл в себе любовь к кинематографу и лицедейству. В старших классах он посещал драмкружок и занимался игрой на балалайке в школьном кружке народных инструментов. Когда разразилась Великая Отечественная, Леонид едва успел окончить школу, и уже 23 июня, по примеру своих сверстников и вслед за братом Александром, пошёл записываться добровольцем на фронт, но получил отказ из-за возраста. После этого он устраивается разнорабочим в Иркутский драмтеатр, где в то время выступала труппа Московского театра сатиры, находившаяся в эвакуации. Благодаря этой должности Гайдай получил возможность бесплатно посещать все спектакли, приобретя бесценный зрительский опыт, который пригодился ему в дальнейшем. Фронтовая молодость Один из самых известных эпизодов фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» отсылает к личному армейскому опыту Гайдая. Леонид рвался на фронт с самого начала войны, но поcле достижения им призывного возраста его отправили служить в Монголию, где будущий режиссёр объезжал лошадей, предназначенных для Красной армии. Однажды в часть, где служил Гайдай, приехал сотрудник военкомата. Самым пылким добровольцем проявил себя Леонид, бодро отвечавший «Я!» на каждый из вопросов «Кто в артиллерию?», «Кто в кавалерию?», «Во флот?», «В разведку?». Военкому пришлось осадить не в меру ретивого красноармейца: — Подождите вы, Гайдай. Дайте огласить весь список. Леонида отправили на Калининский фронт, зачислив рядовым во взвод пешей разведки. Воевал он геройски: так, во время боя за деревню Енкино в ходе Великолукской наступательной операции советских войск, забросал гранатами огневую точку противника, уничтожив трёх немцев. За этот и другие подвиги Гайдай был удостоен медали «За боевые заслуги». 20 марта 1943 года, возвращаясь с задания, он подорвался на противопехотной мине, получив тяжёлое ранение правой стопы с повреждением кости. Перед врачами и раненым бойцом встал тяжёлый выбор —попытаться спасти часть ноги или ампутировать. Дальнейший ход лечения определил ответ Гайдая на вопрос о том, кем он хочет быть после войны. Врачам он заявил, что собирается стать актёром. НА ТВОРЧЕСКОМ ПУТИ Выбор профессии Тяжёлое ранение прервало славный боевой путь Гайдая. В январе 1944 года он возвращается в Иркутск, вскоре поступив в студию при местном драмтеатре. За его плечами —порядка 30 ролей в различных постановках, включая «Тристана и Изольду» и «Молодую гвардию». В 1949 году Гайдай поступает на режиссёрский факультет ВГИКа под руководством корифея советского кинематографа Григория Александрова. Полноценную практику в качестве режиссёра-практиканта Леонид получил на съёмках картины «Ляна», автором которой выступил другой мэтр, Борис Барнет. Неудачный дебют и обретение стиля Хрущёвская оттепель ознаменовалась подлинным расцветом кинематографа в СССР. Ослабление цензуры и расширение свободы творчества в этот период привели к появлению фильмов, в которых поднимались темы, ранее находившиеся под запретом. Тем не менее первый фильм Гайдая едва не стоил ему карьеры. Сатирическая комедия «Жених с того света», высмеивающая советскую бюрократию, пала жертвой монтажных ножниц, потеряв чуть ли не половину своего хронометража. Молодому режиссёру благоволил Иван Пырьев («Кубанские казаки»), предложивший Гайдаю «реабилитироваться», сняв драму на патриотическую тему. Результатом стала киноповесть «Трижды воскресший», благополучно забытая как самим режиссёром, так и зрителями. Судьбоносным моментом в карьере Гайдая можно считать прочтение им фельетона о браконьерах-неудачниках, опубликованного в газете «Правда» в 1960-м. Произведение поэта Степана Олейника легло в основу короткометражной комедии «Пёс Барбос и необычный кросс». Фильм сделал известными на весь СССР как самого Гайдая, так и непутёвую троицу антигероев (Трус, Балбес и Бывалый). Именно в этой короткометражке его режиссёрский стиль заявляет о себе в полный голос. Авторский почерк Юмор гайдаевских комедий восходит к традиции немого кинематографа, к творчеству великих режиссёров Бастера Китона и Чарльза Чаплина. В арсенале выразительных средств — акцент на музыке, зачастую синхронизированной с немым действом в кадре, использование звуковых эффектов, подчёркивающих комичность ситуации, и яркая социальная карикатура. Не чурался Гайдай и откровенного хулиганства. На пару с Никулиным они придумали вступительную сцену «на грани фола» для «Кавказской пленницы». Фильм начинался с того, как Бывалый рисует на заборе букву «Х». Затем Трус робко приписывает рядом букву «У». Безобразие замечает милиционер, но Балбес завершает начатое, и на заборе появляется надпись «Художественный фильм». На «Мосфильме» идею не оценили, пустив хулиганскую находку под нож. Снимая «Бриллиантовую руку», Гайдай пошёл ва-банк: предвидя многочисленные претензии к моментам, «очерняющим социалистическую действительность», он завершил вторую часть фильма сценой ядерного взрыва. Руководство киностудии и председатель комитета по кинематографии от увиденного пришли в ужас. На это Гайдай заявил, что сцена необходима для того, чтобы показать «всю сложность нашего времени». Расчёт режиссёра полностью оправдался. Все претензии чиновников к остальным «спорным» эпизодам фильма отпали сами собой после того, как он вырезал момент с ядерным взрывом. ФЕНОМЕН ГАЙДАЯ Народная любовь и признание кинокритиков Гайдай — рекордсмен по количеству фильмов, попавших в топ-40 самых кассовых лент советской эпохи. В общей сложности его фильмы собрали у экранов около 600 млн зрителей! «Бриллиантовая рука» замыкает первую тройку лидеров советского кинопроката с 76,7 млн проданных билетов. Песни из фильмов Гайдая стали шлягерами, а диалоги моментально разошлись на цитаты, знакомые практически каждому жителю постсоветского пространства. Любила Гайдая и отечественная кинокритика. Отзывы с «позиций соцрелизма», упрекающие великого комедиографа в отсутствии глубоких общественных проблем, тонут в океане положительных оценок. «Бриллиантовая рука» получила признание как выдающийся образец жанрового синтеза, отличающийся головокружительным темпом повествования и поражающий каскадом сюжетных поворотов, комедийных трюков и искромётных реплик. Насмотренные советские кинокритики не могли не отметить многочисленные и остроумные отсылки к зарубежной киноклассике («бондиана», «К северу через северо-запад» Хичкока). Кинокритик Сергей Кудрявцев считает, что если бы Гайдай жил в США, то он стал бы мултимиллионером наподобие Стивена Спилберга. Но главной наградой для режиссёра стала непреходящая на протяжении десятилетий зрительская любовь. Непереводимая игра слов Фильмы Гайдая со всей их привязкой к советскому быту кажутся непроницаемыми для восприятия иностранцами. Но данные с крупнейшей в мире базы данных о кинематографе IMDB опровергают это предположение. Десятки тысяч пользователей со всего мира ставят шедеврам Гайдая высочайшие оценки и пишут положительные рецензии. Творчество режиссёра, заставлявшего смеяться весь СССР, преодолевает языковые барьеры — этому в немалой степени помогает виртуозное обращение Гайдая с приёмами немого кинематографа. 100-летие со дня рождения Леонида Иовича будут отмечать не только в России, но и в индийском городе Тривандрам. Вниманию индийцев представлены четыре фильма классика, прошедшие цифровую реставрацию на «Мосфильме» — «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука». Показы проходят при почти полных залах, сообщает директор Русского дома и почётный консул РФ в Тривандруме Ратиш Наир. Коллаж и фото: 78ru: kinopoisk, unsplash